Цифра приходит в логистику. Почему подумать о переходе на ЭТрН нужно уже сегодня

Документооборот постепенно переходит в цифровой формат. Эксперты уверены: уже в 2019 в РФ будет принят закон, который окончательно регламентирует требования к ЭТрН, а это значит, что массовый переход отправителей и перевозчиков на электронные накладные не за горами.

Сегодня грузовладельцы и перевозчики активно пользуются благами технического прогресса. Цифровые платформы помогают им найти друг друга, умная телематика отслеживает параметры перевозки и следит за состоянием машин, а мобильные приложения помогают водителям рассчитать оптимальный маршрут, миновать заторы и прогнозировать время прибытия.

В России появился универсальный провайдер логистических услуг, внедряющий цифровые инновации в сфере логистики – группа компаний «Обоз»/«ТрансКорд». Основное направление деятельности ГК – организация, оптимизация и автоматизация грузоперевозок, в том числе автомобильных. С помощью удобного сервиса, предоставляемого провайдером, перевозчик может найти грузовладельца, а грузовладелец – наиболее подходящего перевозчика.

Почему этот сервис уникален? «Обоз»/«ТрансКорд» предлагает целый ряд эксклюзивных возможностей, объединенных в одной цифровой платформе. Организация мультимодальных перевозок, таможенное оформление и сертификация, страхование перевозок и отслеживание их эффективности – все эти и многие другие действия пользователи платформы могут выполнять, работая в удобном веб-интерфейсе или мобильном приложении.

 

Клиенты провайдера – крупнейшие российские и международные компании, торговые сети, производители продуктов питания, техники, автомобилей. Для ряда партнёров «Обоз»/«ТрансКорд» разрабатывает специальные сервисы, которые максимально удовлетворяют потребности заказчика, помогают экономить время и деньги. Зная специфику разных видов перевозок и обладая бесценным опытом их организации, специалисты провайдера учитывают все факторы, которые могут влиять на скорость, безопасность, стоимость доставки.

Тысячи перевозчиков и десятки тысяч транспортных средств, возможность автоматического выстраивания цепочек поставок с использованием железнодорожного и морского транспорта, организации температурных и других грузоперевозок со специальными условиями – функционал платформы настолько широк, что позволяет организовать доставку практически любой сложности буквально за несколько минут, не отходя от компьютера. Крупнейшие перевозчики и грузовладельцы уже успели по достоинству оценить возможности платформы: число её активных пользователей (сегодня их более 5,5 тысяч) постоянно растёт.

ЭТрН: документ, который изменит грузоперевозки

Одна из самых востребованных услуг провайдера – внедрение электронного документооборота. Сегодня цифровым делопроизводством никого не удивишь: принятый в 2011 году федеральный закон «Об электронной подписи» позволил значительно расширить перечень документов, которые можно оформить по сети. Среди них– счета-фактуры, УПД, декларации, различные договоры и даже обращения в арбитражные суды.

Самый главный документ, сопровождающий процесс перевозки любого груза – транспортная накладная – тоже готовится к переходу в цифровой формат. И хотя регламент использования электронных транспортных накладных (ЭТрН) еще не закреплен законодательно, предприниматели уже вовсю экспериментируют с этим удобным и экономичным инструментом.

В октябре 2018 года специалисты «Обоз»/«ТрансКорд» совместно с сервисом ЭДО Synerdocs реализовали пилотный проект доставки груза с электронной транспортной накладной. По заказу клиента сотрудники ГК наладили перевозки с ЭТрН на маршруте между двумя складскими комплексами в Подмосковье.

Сколько денег сэкономит клиент, перейдя на электронные накладные? Как сложно было поменять привычный процесс и перестроиться под «цифру»? Как отреагировали водители большегрузов на современные технологии? На эти и другие вопросы отвечает руководитель направления IT инноваций «Обоз»/«ТрансКорд» Павел Жученков.

Почему электронные накладные нужны всем?

Главный плюс ЭТрН - экономия. Электронные накладные экономят время и деньги, существенно сокращая материальные расходы и сроки оформления доставки.

Грузоперевозка считается корректно завершенной и подлежит оплате тогда, когда полный пакет документов возвращается к её заказчику. Если речь идёт о небольшом маршруте в рамках одного региона, то на возврат документов уходит минимум 1-2 дня времени. А если груз нужно везти из Москвы во Владивосток, то теряется уже неделя! А как быть, если водитель на обратном пути решит посетить еще несколько городов, чтобы прихватить попутные грузы? Затянуть оплату на полмесяца или отправлять курьером?

В таком случае ждать заветную накладную придется несколько недель. Или несколько минут, если накладная – электронная.

Как только груз прибудет в точку назначения и будет разгружен, а принимающая сторона и водитель поставят в ЭТрН электронные подписи, перевозка будет считаться официально завершенной. Заказчик примет счет к оплате, а перевозчик с чистым сердцем отправит машину туда, где её ждут другие грузы.

Зачастую много времени уходит на разрешение проблем, возникших из-за досадных оплошностей. Водитель забыл расписаться на одной из копий документа? Получатель где-то не поставил печать? В таком случае перевозка считается незавершенной. Хорошо, если ошибку заметили своевременно. Хуже, если накладная уже уехала вместе с водителем/машиной в другой город - её придётся возвращать…

С электронными накладными подобной проблемы не возникнет: даже если кто-то из участников перевозки допустит ошибку, все остальные стороны сразу её заметят, а о незаполненных полях пользователей предупредит система. Таким образом, ЭТрН сводит вероятность технических ошибок к нулю, предотвращая серьёзные издержки и экономя драгоценное время.

Избавление от бумажных накладных – это, в конце концов, просто очень удобно. Их больше не придется печатать в нескольких экземплярах, заполнять от руки, хранить в надежном месте и оберегать от воздействия солнца и влаги.

Почему перейти на ЭТрН не сложнее, чем подключиться к ЭДО?

Перед группой компаний «Обоз»/«ТрансКорд» была поставлена задача: наладить перевозки с использованием ЭТрН по маршруту между двумя складами в Московской области. Сложностей в ходе работы не возникло: на складах даже не пришлось устанавливать и настраивать специализированное ПО, так как работа с электронной накладной велась через веб-интерфейс, с помощью обычного браузера. Специальное приложение пришлось установить водителю, но и здесь всё прошло гладко: небольшая программа с легкостью устанавливается на любой смартфон. На отгрузке и приёмке сотрудники использовали стандартные цифровые подписи, а водитель большегруза расписался с помощью всем известного Viber’а.

- Для работы с электронными накладными можно использовать веб-интерфейс, который не требует наличия каких-либо специализированных программ. Но если клиент желает работать в рамках своих платформ - например, c SAP или 1С – их несложно «научить»  работать с ЭТРН, если они уже знакомы с ЭДО, - рассказывает Павел.

С технической точки зрения все действительно очень просто. Достаточно использовать веб-интерфейс, просто войти в систему через обычный браузер, подключить носитель с ЭЦП и можно создавать или получать и подписывать ЭТрН от лица своей компании. Если у заказчика нет необходимых для работы с ЭТрН цифровых подписей, сотрудники «Обоз»/«ТрансКорд» помогут их получить через налаженный сервис партнера по ЭДО.

Если клиент захочет работать с ЭТрН через ERP, то и в этом случае непреодолимых трудностей не возникнет. Решения оператора ЭДО Synerdocs предоставляют возможности интеграций с различными ИТ-системами.

- На обсуждение деталей и заключение договора уйдет больше времени, чем на внедрение ЭТрН, - поясняет эксперт. – Сам по себе процесс перехода отлажен и отработан, он проходит очень быстро и безболезненно.

Почему задуматься о переходе на ЭТРН нужно уже сегодня?

Сегодня ничто не мешает грузовладельцам и перевозчикам пользоваться электронными накладными. Законодательно ЭТрН никак не ограничены: главное, чтобы обе стороны перевозки документально закрепили договоренность об их использовании.

Сейчас между ведомствами активно обсуждаются детали будущего законопроекта, который регламентирует особенности использования электронных транспортных накладных. При этом заинтересованные органы активно взаимодействуют с бизнесом, проводят совместные консультации, - отмечает эксперт. – Участвует в этих консультациях и наша группа компаний. Мы ожидаем, что уже весной 2019 года будут достигнуты договоренности по ключевым вопросам.

Как только работа над законодательной базой будет завершена, начнется массовый переход бизнеса на ЭТрН: в этом можно не сомневаться, ведь любой предприниматель стремится сократить убытки и оптимизировать бизнес-процессы.

Новые технологии стремительно меняют нашу жизнь. Электронные документы уже оказали существенное влияние на бизнес; в свою очередь, внедрение ЭтРН станет очередной вехой в развитии цифрового документооборота и логистической отрасли. Ожидается, что в ближайшие годы электронные накладные станут единым стандартом, на который придется перейти всем без исключения игрокам рынка. Проигравших в этом процессе не будет, но компании, которые заранее подготовятся к переменам и первыми начнут использовать электронные накладные, получат конкурентное преимущество и начнут экономить существенные средства раньше других.

Почему переход на ЭТрН со временем станет неизбежен?

Потому что за электронным документооборотом – будущее. Он повышает эффективность деятельности организации, экономит время и деньги, позволяет в кратчайшие сроки проводить операции, которые ранее затягивались на недели и даже месяцы. Электронный документооборот внедряют правительственные учреждения и частные компании; им пользуются крупные предприятия и небольшие организации.

- На Западе ЭТрН используются достаточно давно – с тех времён, когда в сеть интернет заходили через dial-up, - объясняет Павел. – Там электронные транспортные документы давно унифицированы и используются как для автомобильных, так и для любых других перевозок. В России рано или поздно будет утверждён единый стандарт ЭТрН, который позволит перевозить грузы без использования бумажных документов.

Интересно, что один из главных вопросов, который сейчас обсуждается в профильных ведомствах, касается унификации российских ЭТрН с зарубежными. Пока он остаётся открытым, поэтому вполне вероятно, что в обозримом будущем воспользоваться электронной накладной смогут и международные перевозчики.

В России есть несколько ведущих операторов электронного документооборота. С одним из пионеров в технологических экспериментах с ЭТрН – сервисом Synerdocs и были проведены пилотные грузоперевозки «Обоз»/«ТрансКорд».

Данные успешные эксперименты в том числе демонстрируют, что  «Обоз»/«ТрансКорд» - один из немногих игроков рынка, специализирующийся на логистике и обладающий столь обширным опытом успешной реализации цифровых проектов.

Что можно сделать прямо сейчас?

Сколько денег сэкономит ваше предприятие после внедрения ЭТрН? Как быстро может быть осуществлена интеграция с корпоративной ИТ системой и что для этого потребуется сделать? 

Чтобы получить ответы на эти и другие возникшие вопросы, касающиеся электронных накладных, свяжитесь со специалистами «Обоз»/«ТрансКорд».

Компания «Обоз» готова в числе первых опробовать со своими клиентами наиболее перспективные решения по ЭТрН, разрабатываемые ведущими операторами ЭДО и заранее подготовиться к принятию соответствующего законодательства.